12+

«Родина». Общественно-политическая газета Ивнянского района Белгородской области

Главная / Статьи / АЛЬБЕРТ ЛИХАНОВ НА ИВНЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ
16.11.2016 10:55
  • 35
  • 5

АЛЬБЕРТ ЛИХАНОВ НА ИВНЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ

Историческая справка. Альберт Анатольевич Лиханов (р. 13 сентября 1935, в детстве имя – Глеб) — известный советский, затем российский детский и юношеский писатель, общественный деятель. Президент Международной ассоциации детских фондов, председатель-учредитель Российского детского фонда, директор-учредитель Научно-исследовательского института детства.
Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук, почётный профессор Вятского государственного педуниверситета, Белгородского государственного университета, Московского государственного пединститута, Московского гуманитарного университета, почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Тюменского госуниверситета, Японского университета «Сока» (Токио), Уральского госуниверситета, Санкт-Петербургского государственного педуниверситета имени А. И. Герцена.
За границей на 34 языках выпущено 106 книг писателя. В 2005, 2007 и 2010 годах А. Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 — в США, в 2006 удостоен мировой медали «Freedom» — «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году награждён в США International Award Pace (Международной премией мира), в 2010 году Биографический центр Кембриджа (Англия) признал его Человеком года в области литературы и гуманизма, а Американский Биографический институт (США) избрал его своим пожизненным академиком.
Его произведения опубликованы только в России 30- миллионным тиражом. В 2000 году издательство «Терра» выпустило Собрание сочинений в 6 томах. В 2005 году вышла «Библиотека «Люби и помни» в 20 книгах. А в 2010 году «Терра» издаёт новое издание Собрания Сочинений в 7 томах. В этом же году Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» выпустил Собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах.
Проза Лиханова жестка, порой жестока, но реалистична. Такова наша жизнь, — как бы говорит писатель, считая главным смыслом своего литературного труда — подготовку растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю совершенно ещё невзрослых людей. В наши непростые времена такой выбор писателя  более чем справедлив. Подробно – на сайте http://www.albertlikhanov.com/biografiya.
В Белгородской (с 2000 года) и в Кировской (с 2001 года) областях проводятся ежегодные Лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения с вручением премий лучшим библиотекарям и юным читателям года. Чтения имеют цель обратить внимание на проблемы детей в современном обществе.
В течение двух дней Лихановские чтения стали заметным культурным событием на Белгородчине. На их торжественном открытии 9 ноября этого года губернатор Е. С. Савченко и писатель вручили премии победителям конкурсов «Лучший работник библиотеки», «Лучший юный читатель». Конкурс «Лучший юный читатель года» на этот раз объединил более ста тысяч жителей Белгородской области. Но только 25 получили заслуженные награды. Среди них награжден наш земляк — ученик 10 класса Курасовской школы Виталий Чупахин.
У ПАМЯТНИКА А. К. ГОРОВЦУ самого писателя, директора Белгородской государственной детской библиотеки А. Лиханова, председателя регионального отделения Российского детского фонда Т. В. Петрову, а также участников лихановских чтений – представителей белорусской и краснодарской делегаций встречали заместитель главы администрации района по социально-культурному развитию района Н. М. Листопад, начальник управления культуры района Т. В. Абраменко, победитель конкурса «Лучший юный читатель года» ученик 10 класса Курасовской школы Виталий Чупахин и учитель математики Курасовской школы А. В. Чупахин.
Почетные гости почтили память известного летчика, возложили цветы к памятнику, сделали памятное фото, а Виталий, проводивший исследовательскую работу о Горовце, вкратце познакомил гостей с этапами жизни героя. После общения с учеником писатель предложил ему и его родителям помощь в организации поездки в г. Выкса Нижегородской области, где находится музей легендарного летчика, а также зачислил Виталия в списки стипендиатов Российского детского фонда.
В ДЕТСКОМ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОМ САНАТОРИИ гостей встретили главный врач областного детского противотуберкулезного санатория п. Ивня Т. Г. Гребнева, заместитель начальника отдела организационно-контрольной работы и делопроизводства департамента здравоохранения и соцзащиты населения Белгородской области И. Б. Петелин.
У входа на территорию писателя ждали самые желанные, самые приятные сердцу хозяева – это воспитанники санатория, которые приветствовали входящих улыбками, яркими шарами, криками «Здравствуйте!». Особенно теплым стал момент фотографирования писателя в окружении детства.
Работники санатория подготовили для гостей прогулку по окрестностям учреждения, провели по корпусам, столовой, школе. Альберт Анатольевич поинтересовался, как используются те приборы и остальные подарки, которые привозил в прошлый визит 5 лет назад. Писатель расспросил о количестве детей, проценте их выздоровления, наполнении классов и пр.
Далее гостей ждала литературно-музыкальная композиция в актовом зале, подготовленная воспитанниками и работниками учреждения. Ребята театрализовано представили отрывок из рассказа А. Лиханова. Дети подарили гостю собственноручно изготовленные солнышки, затем все сели за сладкий стол. Юным читателям было непривычно сидеть за одним столом с известным писателем, однако в ходе чаепития с ароматным румяным пирогом от поваров местной столовой дети охотно задавали вопросы известному гостю, общались. На память о встрече ему были вручены подарки: картина – иллюстрация к повести А. Лиханова «Крутые горы», выполненная детским коллективом санатория, а также выполненный вручную оберег – вылепленный домовенок, сидящий на подкове. Гости также пришли не с пустыми руками: подарили микрофоны и лампу на проектор, а также много книг для детской библиотеки санатория, в том числе юбилейные издания Лиханова. В ответном слове они поблагодарили работников за все, что здесь делается для здоровья и благополучия детей. Писатель раздал всем желающим автографы, а также дал небольшое интервью прессе.
- На Ваш взгляд писателя, как стать интересным для детей?
- Вы думаете, существует такой замысел – стать интересным. Такого не бывает. Примут – значит, это интересно. Но это их воля, их право. А ты раб, ты им служить должен.
- Что для Вас значат вот такие встречи?
- Вошел – и слезы. Хоть я уже немолодой, бывалый человек (81 год). Всегда это трогательно. Эти ребята вдали от дома, они лечатся. Настроение у них должно быть не очень. Слава Богу, что есть такие люди, которые это настроение поднимают и этот дом превращают в родной.
- Дети у вас спрашивали: реальны ли Ваши герои, взяты ли они из жизни?
- Я всегда отвечаю так: если вы в это верите, если вы над этим плачете, значит, так и было.
- Расскажите, пожалуйста, о противотуберкулезной программе Вашего фонда.
- Такая помощь санаториям, конечно, реализуется государством. У нас в стране 120 санаториев. У вас очень маленький. Есть по 100 детей, это значительные группы, причем  в разных регионах страны. Здесь теплое Белогорье, а есть мерзлые районы, где детям достается, они простывают, да и социальная среда часто бывает далекой от идеала.
Мы стремимся в этой программе помочь детям родителей, которые не очень себя хорошо социально характеризуют. Есть люди пьющие, больные сами, дети чаще всего заражаются открытыми формами туберкулеза от своих взрослых родственников. Здесь – 70 дней, а есть много примеров, когда дети живут по 1,5 — 2  года, потому что врачи отдают их в ту самую среду, из которой пришли. Неблагополучные семьи, как правило, не могут поддержать ребенка, обеспечить ему необходимое.
- Какая сумма тратится ежегодно на поддержку детей?
- У нас не так. Мы выбираем регион очередной и закрываем тему. То есть там 5 или 10 санаториев – мы всем что-то даем. Но для того, чтобы тратить эти суммы, нужно их сначала собрать. Был такой случай у нас с одним уважаемым юбиляром, который обратился к гостям не дарить ему не нужные в его солидные годы подарки, а отдать предполагаемые на трату деньги нашему фонду. Что гости и сделали.
На программу «Детский туберкулез» собрали 12 млн руб. Из них 7 млн уже истрачено. Нам надо продолжать собирать. У нас на очереди арктические улусы (это административные территории, которые находятся севернее Полярного круга, и отличаются от других территорий своим суровым климатом и географическим положением; проживают малочисленные народы: эвенки, эвены, чукчи, юкагиры, долганы). Там детский туберкулез достигает 48% всего детского населения. Это серьезная проблема, там много делается государством. Но, тем не менее, это фактор природный. Тут трудно на что-то жаловаться, кроме как на Дедушку Мороза. А дети Дедушку Мороза встречают с улыбками и ожиданием подарков. Вот кто-то должен быть Дедом Морозом, к примеру, наш фонд. Пытаемся.
Я никогда ни к чему не готовлюсь. Вот я сюда пришел, заранее ничего не зная. Вижу этих людей, детей и просто хочу, чтобы от встречи со мной осталось доброе чувство. Взрослые вообще должны быть добрее к свои детям. Это, кстати, один из наших национальных дефицитов. У нас есть одежда, машины и пр., а вот с добротой и нежностью в семье – это очень серьезный дефицит. Особенно, когда у родителей проблемы, на ком они вымещают свои страсти земные – на своих собственных детях — ничего позорней быть не может. Мы сейчас живем не в то время, когда можно сказать, что это время наступившей доброты.
Люди, встряхнитесь, будьте добрее! – говорить это надо, но эффект маленький. Тем не менее, порождать добрые чувства в людях, конечно же, должны все: и культура, и писатели, общественные деятели, в частности, наш детский фонд.
Т. В. Петрова добавила, что наша область тоже участвует в этой программе. К примеру, Белгороде стоят ящики для сбора средств в гипермаркете «Линия», магазинах «Мясная лавка». Деньги, на которые покупаются детям подарки и самое необходимое, собрали жители нашей области.
КУЛЬТУРНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР уже шумел участниками Лихановских чтений, начавших работу намного раньше прибытия гостей. Библиотечный зал на втором этаже культурно-общественного центра был полон. В фойе КОЦа вниманию входящих была оформлена выставка рисунков детей на произведения А. А. Лиханова.
Перед началом встречи писателя с ивнянскими читателями дала интервью прессе заместитель директора по научно-методической работе Белгородской государственной детской библиотеки им. А. Лиханова И. В. Проскурина.
- Ирина Валерьевна, Вы первый раз у нас?
- В Ивне и в детской библиотеке я не первый раз, потому что я руковожу методическим центром по работе с детьми, здесь мы – частые гости. Очень рады, что библиотека наконец-то переехала в такое замечательное, светлое, просторное здание.
- Ваше впечатление от чтений, от общения с писателем?
- Как организатор чтений, в профессиональном плане я удовлетворена. Все, что мы запланировали, у нас состоялось. Вчера прошло замечательное торжественное открытие XVI-х литературно-педагогических Лихановских чтений, состоялось награждение детских библиотекарей белгородской области премией губернатора «Призвание» и состоялось награждение лучших читателей Белгородчины. Это теперь замечательная традиция, которая во второй раз повторилась.
- Что дают эти чтения, на Ваш взгляд?
- Чтения консолидируют возможности всех учреждений, которые занимаются вопросами и проблемами детства в вопросах улучшения качества жизни детей. Если говорить о библиотечном сообществе, конечно же,  это в вопросах продвижения детского чтения, детской книги.
- Есть ли будущее у детской книги, или ее заменит Интернет и электронные развлечения?
- Убеждена, что будущее у детской книги есть. На мой взгляд, не важно, в каком виде она представлена, главное, чтобы это была хорошая, качественная книга. Ошибочно говорить, что Россия – уже не читающая страна, люди читают, просто мы привыкли читать в традиционном печатном варианте, а дети читают сейчас электронные книги.
НА ВСТРЕЧУ С ЮНЫМИ И ВЗРОСЛЫМИ ЧИТАТЕЛЯМИ нашего района почетные гости, к числу которых присоединилась заместитель начальника управления культуры Белгородской области Н. В. Козлова, проследовали после ознакомления с новыми библиотечными залами. На втором этаже в центре расположилась книжная выставка, раскрывающая жизненный и творческий путь писателя: здесь были книги с раннего по настоящий период творчества автора.
С приветственным словом к гостям и собравшимся обратилась Н. М. Листопад, которая подчеркнула, что XVI-е Лихановские чтения на ивнянской земле будут золотыми буквами вписаны в историю района, а также поблагодарила писателя за мудрость и свет, несущий Лихановым в наше общество, и пожелала бодрости духа, той радости, что он дарит всем людям своими книгами, на которых воспитывалось не одно поколение.
На встрече зачитывались отрывки из книг писателя, ребята приготовили большое количество вопросов о жизни и произведениях автора, делились впечатлениями о прочитанном. Учащихся интересовало многое, к примеру: «Какая черта характера больше всего мешает вам в жизни?», «Если бы вернулись на 25 лет назад, стали бы Вы заниматься созданием фонда?»,  «Правда ли, что каждый детский писатель в душе всегда ребенок?», «Когда Вам легче писалось: в начале творческого пути или сейчас?», «Что побудило Вас обратиться к образам детей из детских домов?», «Герои Ваших книг реальны или вымышлены?» и пр.
Самым важным, интересным и по-недетски откровенным стало выступление писателя с ответами на вопросы, этот взрослый диалог для детей. Устремленные в каждое его слово глаза, понимание и сопереживание, слушание с придыханием в идеальной тишине — все это говоря о том, что для ребят это откровение без фальши, слова без блеска и мишуры, как они есть, что особенно ценно для растущей детской души. Думается, каждому из сидящих навсегда врезалась в память исповедь стоящего рядом талантливого врачевателя души человеческой, этого Деда Мороза с горячим сердцем, способным любить и вместить в себя всех обиженных детей. Вслушайтесь.
- Как я понимаю литературу? Мы живем в такое время, когда литература превратилась, может быть, частично, в промтовар. Сегодня много, к сожалению, вам подсовывают суррогатов духовных, которые нелитература. Литература становится и частично уже стала, не только у нас в стране, но и в мире, такой развлекухой. Если это острый сюжет — немножечко происходит волнение, типа слабого наркотика, а потом книгу бросают. Сейчас появилось такое движение западное – букротик: люди книжку купили, прочитали, бросить жалко, они кладут где-то, и следующий потребляет эту злокачественную «пищу». Для России это не годится. В России великая литературная классическая традиция. В школе вы изучаете классиков и представляете, какой громадный духовный диапазон предъявила русская литература не только своему народу, но и миру. Литература требует ответа от современных писателей: зачем ты берешься за перо после того, как до тебя практически почти все сказано.
Конечно, время меняет обстоятельства, возникают новые ситуации… Не думаю, что за благополучным исходом рассказов будет много сочувствующих. Писатель должен следовать, иногда и предварять жизнь, которая происходит или произойдет. Каждый автор должен ставить цель, ради чего он пишет. Я хочу, чтобы было здоровье душевное, духовное у нового поколения людей. Для того, чтобы вылечить человека, предупредить его болезнь, ему нужно дать лекарство. Лекарство сладким не бывает, оно всегда горькое. Поэтому все мои сочинения последних лет про нашу нынешнюю жизнь – это горькие лекарства. Они могли бы играть роль медикаментозную, это выработка иммунитета против гадости и мерзости, которые не просто окружают нас, но с которыми вы обязательно столкнетесь, когда выйдете во взрослую жизнь.  Как хорошо, когда не произойдет ломки ваших убеждений, вашего характера. Выработка иммунитета – это одна из задач литературы, которую избрал лично я.
В журнале «Современник» сейчас печатается мой новый роман в повестях «Роман о тернистом повороте, или Хроника забытого времени» (в нем 8 повестей), он для взрослой и юношеской публики. Это не автобиография, а сочинение про эпоху и поколение таких же, как вы, молодых людей 50-х годов (в 1958-м я закончил университет), которые были сломлены тем, что дух Сталина умер. Мы прошли войну детьми, без великого вождя народ войну бы не выиграл, для нас имя Сталина было свято. И вдруг его идеал свергают, как результат — студенческий бунт, не принимающий Хрущева. В романе все 8 повестей автономны и в то же время связаны меж собой.
Если говорить о жанрах, писателю их диктует собственная жизнь, то, о чем он пишет. Я был ребенком войны, всю ее прошел, я все помню: голод, трупы солдат, умерших в санитарных вагонах, эти вагоны стояли рядом со школой… Мы, пацаны, все это видели… Это не может не менять людей, понимаете. У нас была другая биография. Мы тогда много недобрали – еды, внимания, покоя… У меня и многих ребят от недоедания было малокровие, кружилась голова и падали в обморок.  Из этой жизни у меня сложился цикл повестей (12). Они имеют разные названия, но складываются в роман «Русские мальчики». Это не про войну, а про жизнь детей в военные годы.
Почему пишу о сиротах? Молодым журналистом после окончания университета я приехал работать домой в газету. Вдруг пришла женщина, работавшая воспитателем в школе-интернате, которая поделилась болью: «все дети в конце недели разбираются родителями, а 50 приехавших из детдома ребятишек остаются, стоят на лестнице и смотрят. Они не плачут, но я плачу. Пусть желающие добрые люди возьмут их к себе домой на выходные». Мы напечатали это обращение в газете, набежала толпа взрослых, всех детей расхватали. Я, как молодой автор-журналист, писал об этом. Через три месяца из 50 детей двоих забрали совсем, переведя в другую школу, и усыновили. А 48 детей вернули по разным причинам в школу. Эти дети оказались слишком сложными для доброго сердца. Человеческая доброта не выдержала этого испытания. Во мне это засело как-то, я этого не понял, разговаривал с этими семьями – везде была причина. Потом я много ездил по стране, всюду заходил в детские интернаты, детдома, дома ребенка и увидел реальную большую проблему. Как выяснилось, тогда в СССР было 1 млн 200 тыс. детей-сирот. Я стал разбираться по этой теме и понял, что это забытая со времен Гражданской войны тяжелая социальная проблема, свидетельствующая о нездоровье нашего народа, о его болезни.
Где бы я по работе не бывал, все время я набирал этот материал, стал разговаривать с профессионалами, встречался с известными людьми, доводил до их сведения страшные цифры сиротства, но все пожимали плечами. Но наконец-то настало время (время Черненко, Горбачева), когда мои просьбы, письма были услышаны и начали реализовываться…
За всю свою жизнь, работу журналистом, а затем писателем я очень много увидел детей-сирот, тяжелых историй их жизни. Хочу сказать: сейчас жизнь намного тяжелее, чем любая литература. То, что рассказано в моих книгах – это очень-очень малая часть тех историй. Трагедий более чем достаточно в нашем мире, и очень часто жертвами этих трагедий оказываются дети. Сегодня у нас нет Советского Союза, в Российской Федерации детей-сирот 750 тысяч. Считаю, что их число не убывает, оно просто разделено по бывшим республикам. Что происходит в этих республиках, — к сожалению, в нашей стране неизвестно.
Если бы сегодня мне заново предложили создать фонд, я бы не стал, я бы отошел в сторону. Вся история фонда – это не история подъема. Хотя первое время правительство нас очень поддержало, мы создали систему «Семейный детский дом», провели много разных действий государственного масштаба в пользу детства, снизили младенческую смертность, мы организовывали такие программы, когда по 3 тысячи врачей по нашим командировкам улетали в регион  Средней Азии, Казахстан, в самые жаркие дни, чтобы буквально спасти от физической смерти детей… Я помню: грязь, тьма и гибель этих младенцев. 880 детей мы прооперировали в США – это операции на открытом сердце. Мы каждый год до сих пор собираем 11-12 тысяч сирот в Москве и 17 лучших театров дают нам благотворительные спектакли. Мы это делаем как систему катарсиса (прим. — очищения) детям, чтобы они увидели необыкновенный праздник, чтобы знали, что существует другая, лучшая жизнь, куда и следует стремиться.
У вас в области, слава Богу, невысокий рост заболеваемости туберкулезом, а в стране он огромный. Мы пытаемся помочь 120 санаториям России, посылаем туда и оборудование, и детскую одежду, и многое другое. Но: мы не имеем другой поддержки кроме того, что какие-то добрые люди дадут свои средства.
Я характеризую наше время как время нарастающего равнодушия к беде, которая рядом может происходить и мимо которой люди пройдут. Помню советское время, когда если ребенок стоял на улице и плакал, то мимо него взрослые не проходили, а помогали, расспрашивали, вызывали службу. Сегодня к ребенку, старому человеку в беде никто не подойдет. Это нарастающая молекулизация — мы превращаемся в молекулы. Общество отдаляет людей друг от друга. Мне кажется, что единственное место для единства людей – это жизнь вот в таких уголках, как у вас, на селе. Вы все здесь друг друга знаете, видите в лицо. Природа  же мегаполиса такова, что проходя мимо, вы никого не можете узнать. Люди в жизни отталкивают друг друга локтями, друг другу неинтересны, это растущий индивидуализм. А согласно нашим законам о тайне и неразглашении персональных данных люди стали еще более закрытее. Такие законы превращают нас в машины. Помочь кому-то стало опасно почему-то, и люди отходят.
Что такое талант? О таланте можно говорить про другого человека. Говорить так о себе – быть бесталанным дураком. Признание идет в течение долгого времени, даже эпох.  Творчество автора должно пройти все возможные испытания. Удел писателя – пахать. Я закончил гуманитарный вуз, факультет журналистики, никогда у меня не было идеи стать писателем. Работал журналистом, и просто случай подвернулся, когда что-то написалось и пошло, пошло. Живу, знаете, с тремя камнями на шее – литература, детский фонд и еще кое-что.
Литература – опасное дело, я имею в виду сочинительство, а вот умение читать, любовь к книге, желание познать – это прекрасно и очень важно.  В студенческие годы я очень много читал, особенно из мировой, зарубежной литературы. Это кладезь мудрости. Я до сих пор влюблен в О. Бальзака, Р. Роллана. Я помню, как мои родители, простые люди (прим. — отец – рабочий-слесарь, мама – медлаборант), читали «Анну Каренину» по очереди несколько раз, обсуждали, спорили.  
Мои книги… Я и сам радуюсь, когда на них смотрю, но за ними стоят огромный труд, терпение, неудачи, никто меня не ждал с открытыми объятиями. Мне писалось трудно всегда. Может быть, скорее писалось – было больше сил, а легче – никогда. Литература – это черный кусок хлеба, круто посыпанный солью. Это не пирожное, не слава, это не честь, это тяжкое ярмо, которое человек взваливает на себя, пробираясь к истине сквозь репейник и всякие колючки и пытаясь добиться того, чтобы тебя читатели услышали, поняли,  и, может быть, чем-то кому-то на каком-то повороте судьбы помочь лично.

Автор: В. ТИХОНОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх