12+

«Родина». Общественно-политическая газета Ивнянского района Белгородской области

Главная / Статьи / «ЗОЛУШКЕ» - 70 ЛЕТ!
16.05.2017 11:12
  • 4
В печати не опубликовано!

«ЗОЛУШКЕ» - 70 ЛЕТ!

ЮБИЛЕИ ЛЮБИМЫХ КИНОЛЕНТ

16 мая 1947 года на экраны страны вышла одна из лучших в мире экранизаций сказки «Золушка» с Яниной Жеймо в главной роли. Идея снять этот фильм принадлежала известному ленинградскому театральному режиссеру Н. П. Акимову. Он уговорил Е. Шварца написать сценарий, свою бывшую жену Надежду Кошеверову — поставить фильм. Акимов продумал все – от актеров до декораций. Творческая судьба режиссера Н. Кошеверовой сложилась вполне удачно: «Укротительница тигров» и «Медовый месяц» до сих пор любимы зрителем. И все-таки лишь «Золушка» стала подлинным шедевром. Не будет преувеличением сказать, что на нем выросли все поколения прошлого века.

Фильм был утвержден к производству на заседании худсовета «Ленфильма» 29 мая 1945 года. В послевоенном, голодном Ленинграде сама идея создания фильма-сказки была если не крамольной, то, по крайней мере, фантастической. По замыслу, он должен был быть снят только на цветную пленку. Об этом говорят красочные костюмы и декорации художника Н. Акимова. Но из-за очень ограниченного бюджета пришлось снимать на трофейную немецкую черно-белую пленку. За много лет архивная копия изрядно пострадала и несколько раз подвергалась полной реставрации: в 1967 году на киностудии «Мосфильм» и в 1981 году на киностудии имени М. Горького. В 2009 году на студии «Ленфильм» и американской студии «Legends Film» (обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость составила свыше миллиона долларов) фильм прошел полную реставрацию изображения и звука, наконец, стал цветным! Премьера цветной сказки состоялась 1 января 2010 года. 

Дважды проект пытались закрыть, так как идеологическое мышление многих участников творческого союза казалось руководителям-коммунистам Ленфильма крайне сомнительным. Режиссер М Шапиро женат на родственнице Л. Троцкого – Ж. Гаузнер, художник Ню Акимов — ученик белоэмигранта Ю. Анненкова, сценарист Е. Шварц — друг репрессированных Н. Заболоцкого и Н. Олейникова, композитор Антонио Спадавеккиа – итальянец; артисты: Я. Жеймо – полька, Ф. Раневская — подруга Анны Ахматовой и недавно отстранена партрешением от съемок в фильме "Иван Грозный", 
А. Консовский — из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат; В Меркурьев (лесник) женат на дочери репрессированного В. Мейерхольда. Некоторые недоброжелатели выпустили «боевой листок» с намеком, что «Золушку» создают люди с очень сомнительным прошлым.

Летом 1946 года снимали натурсъемки шли  в Риге. Несмотря на дожди, экспедиция была успешной, а затем продолжили снимать в павильонах «Ленфильма».

В блестящем актерском ансамбле особое место занимала 37-летняя Янина Жеймо. Имя исполнительницы вокальной партии Золушки — опереточная певица Л. М. Чернина.

Янина была очень грациозна, ведь прежде она — цирковая артистка. «В павильонах не топили и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко», – так Янина описывала съемки в письме сестре. «Золушка» — тридцать пятый фильм замечательной актрисы. И последний. Больше в кино Я. Жеймо не снималась. Ее занимали исключительно в «дубляже», то есть в русском озвучивании иностранных фильмов. Затем Жеймо, ставшая женой талантливого режиссера Л. Жанно, переехала в Польшу…Умерла актриса в 1987 году в Москве.

На роль принца был утвержден Алексей Анатольевич Консовский (муж актрисы Веры Алтайской, легендарной Тетушки-Непогодушки), которому тогда исполнилось 34 года. 

Мачеха — одна из лучших комедийных ролей Раневской. Во время съемок она очень похудела и безжалостно к лицу наносила грим. Подтягивала свой многострадальный нос с помощью кусочков газа и лака, запихивала за щеки комочки ваты. На просьбы не мучить себя раздраженно отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли». Во время съемок в Риге Фаина Георгиевна на лужайке потеряла кольцо — старинный масонский перстень. Она размахивала руками и громко кричала: « Я с места не сдвинусь, пока не найдем!» Все группой сразу опустились на четвереньки и начали ползать в поисках перстня, бормоча под нос ругательства. Искали около часа. Нашли.

Мальчик-паж – Игорь Клименков, обычный школьник, приехавший с семьей в Ленинград из Белорусии. Помощник режиссера нашел его случайно в библиотеке читающим «Человека-амфибию» и дал адрес киностудии. Мальчик забыл об этом, но при стирке одежды нашелся листок с адресов и отец Игоря повел мальчика на пробы.

В перерыве между съемками они с Золушкой залезали в карету-тыкву, болтали. Он лузгал семечки, Золушка курила «Беломор».

Все павильонные съемки проходили на «Ленфильме». Во время войны декорации киностудии были полностью разбомблены или сожжены. Платья для героинь, в том числе и главной, шили из занавесок и скатертей, а туфельки Золушки пришлось сначала шить и уж потом декорировать их под хрустальную обувь, потому что найти готовые туфли тридцать первого «золушкиного» размера не смогли. Художнику по костюмам Т. Левицкой съемочная группа приносила из дома все, что хоть как то могло помочь. Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор. Но самое сложное — не из чего создавать костюм самой Золушки и костюм Феи-крестной. Однако, после съемок фильма "Весна" Раневская привезла из Праги обрезки шифона и небольшое настенное бра, сотканное из кристалликов чешской бижутерии. Именно из этих обрезков и удалось собрать уникальное платье Золушки, а из элементов бра вышел волшебный головной убор Феи-крестной. 

Для массовки в сцене королевского бала приготовили шикарные туалеты – три тысячи костюмов берлинского театра конфисковала Советская армия в 1945-м. Тяжелая парча и нежный панбархат целый год до начала съемок пропылились на складе. Под Ригой, где проходили натурные уличные съемки, из одного разрушенного тевтонского замка привезли настоящее рыцарское оружие.

Во времена перестройки, когда творился полный хаос, в подвале одного дома в Петербурге, мелкий коллекционер нашел несколько коробок со старыми театральными костюмами. Среди отсыревших костюмов улавливались знакомые очертания некогда белого платья Золушки, оно почти рвалось по швам, и только с внутренней стороны платья виднелся еле читаемый кусочек ткани с надписью «Жеймо». Студия потратила почти год, чтоб восстановить и отреставрировать этот уникальный костюм, сшитый вручную. 

В 1947 году состоялась премьера фильма «Золушка» в Ленинградском доме кино. На следующий день Игорь Клименков проснулся знаменитым. Последний живой актер фильма, он ушёл из жизни 12 марта 2006 года в Симферополе. Похоронен на местном кладбище с. Новенькое Бахчисарайского района АР Крым, где прожил большую часть своей жизни.

«Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Во многом благодаря главной героине. Фильм был лидером проката 1947 года, его посмотрели около 19 миллионов зрителей. Его и сегодня, несмотря на целый «ассортимент» «Золушек» и солидный возраст отечественной киноленты, считают лучшей экранизацией сказки. В этом фильме спокойно и ненавязчиво пропагандируются те самые вечные ценности, на которые никогда не пройдет мода, которые не подвластны времени: «…И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой и сердце справедливым».
По материалам сайтов: http://www.liveinternet.ru/users/oleska2112/post362141611# , http://la-gatta-ciara.livejournal.com/352994.html .

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/oleska2112/post362141611# , http://la-gatta-ciara.livejournal.com/352994.html

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх